|
|
|
Чего стоит имидж
Даже крупные компании с известным брендом регулярно объясняют
потенциальному кандидату, какие они хорошие. И подсчитывают, какие направления
HR-брендинга приносят большую отдачу.
Когда американский производитель консервированных супов — компания Campbell’s
выходила на российский рынок, а это был 2007 год, в московском офисе было всего
13 человек. «Я оказалась 14-й», — рассказывает Алена Константинова, ныне
HR-директор «Нидана», входящего в ГК Coca-Cola, в прошлом HR-директор Campbell’s.
«На собеседование я пришла из любопытства, — вспоминает Константинова. — В
нашей стране съедается за год 32 млрд тарелок супа. Расчет был таким, что, если
хотя бы 7% от этого числа конвертировать в коммерческое предложение, можно
получить миллиардный бизнес». В России Campbell’s проработала пять лет —
результаты стратегии оказались неудовлетворительными, но до последнего момента,
пока руководство изыскивало другие варианты развития, ни один ключевой сотрудник
из нее не уволился, говорит Константинова.
«У компании был сильный HR-бренд, и мне хотелось построить такой же в России,
— вспоминает она. — Все обязательства, которые Campbell’s брала на себя в
отношении сотрудников, выполнялись. Тренинговые бюджеты не трогали даже в самые
тяжелые времена. Или, к примеру, один из сотрудников, пожелавший переехать с
семьей в Канаду, получил место в североамериканском бизнесе компании. А когда в
2010 г. в России наступила аномальная жара, руководство готово было пойти на
дополнительные траты, дав возможность одним сотрудникам работать из дома или
приезжать на работу на такси».
Бренд как профессия
«Хороший человек — это профессия» — так банк «Хоум кредит» объясняет
потенциальным кандидатам, что готов обучать открытых, ответственных и энергичных
людей без опыта работы и навыков.
«К нам можно прийти без резюме, — говорит Кирилл Попов, директор департамента
подбора и развития персонала банка. — Мы обучаем всех, кто претендует на позиции
операционистов и кредитных специалистов, с первого дня: сначала проводим с ними
вводное обучение, а потом — стажировки на рабочем месте».
Очевидная отдача
Сильный HR-бренд способствует уменьшению текучести персонала, сокращает
расходы на рекрутинг и рекламу, говорит Елена Емеленко, руководитель
консалтингового центра HeadHunter: «Самая очевидная отдача — это снижение затрат
на подбор и поиск талантливых специалистов».
Некоторые компании экономят не только на подборе, но и на содержании
сотрудников, в том числе на зарплатах, добавляет Ольга Суворова, управляющий
партнер хедхантинговой компании Suvorova & Partners Executive Search.
В компаниях с положительным имиджем люди работают на результат, а не по
восемь часов в день, замечает Наталья Альбрехт, руководитель департамента по
работе с персоналом, старший вице-президент банка ВТБ .
«В прошлом году мы провели опрос на портале HH.ru и с удивлением обнаружили,
что в сознании общественности все еще живы мифы об индустрии прямых продаж. Люди
не представляют, что у нас можно работать в офисе», — удивляется Марина
Рудковская, директор по персоналу компании «Амвэй», добавляя, что сотрудников,
которые работают в московском офисе и 16 торговых центрах, сегодня в России
более 700.
По словам Рудковской, в компании реализуется проект Optimal You, который
делает акцент на четырех моментах: балансе между работой и личной жизнью,
здоровом питании, спорте и жизни в гармонии с природой: «Люди сами выбирают, что
им больше подходит. По версии исследования Towers Watson за 2012 г., в котором
приняло участие около 600 сотрудников “Амвэй”, трое из четырех ответили, что
удовлетворены графиком работы, распределением рабочих задач, а также состоянием
своего здоровья (по сравнению с 49% в 2010 г.)».
В течение двух лет компания «Сибур» с помощью HeadHunter проводила
исследования, пытаясь оценить узнаваемость своего бренда и выяснить, насколько
эта работа привлекательна для соискателей. В ноябре 2011 г. было опрошено 9000,
а в ноябре 2012 г. — 11 000 человек из всех российских регионов, рассказывает
Юлия Попова, руководитель направления по подбору персонала«Сибура». «Первый
опрос показал неплохую узнаваемость компании среди молодых специалистов, но в
ряде регионов и по ряду аудиторий, прежде всего инженерного профиля, мы ставили
себе более высокие задачи, — говорит она. — Чтобы исправить эту ситуацию,
компания разработала карьерный сайт, организовала мастер-классы по нефтехимии в
вузах, провела недели открытых дверей и т. д. Второй опрос продемонстрировал
положительную динамику».
Откуда берется очередь
На какие HR-процессы сильнее всего влияет работа над HR-брендом? — такой
вопрос компания HeadHunter задала 3195 HR-специалистам из 16 стран. Оказалось,
что 46% российских работодателей уверены: чем больше компания вкладывается в
HR-брендинг, тем больше она способствует эффективной работе с потребителями
(клиентами), т. е. влияет на основной доход компании. В Европе, Польше и Турции
этот вариант ответа не выбрали вообще, посчитав, что HR-мероприятия в первую
очередь способствуют развитию коммуникаций (внутренних и внешних).
«В 2012 г. 300 руководителей нашего банка прошли программу обучения в
компании Business Relations по построению правильного отношения к работе и
достижению сверхрезультатов», — рассказывает Попов. По его словам, это принесло
80%-ное увеличение прибыли. Люди стали работать лучше, замечает он: по данным
международного рейтинга Customer Satisfaction Index (CSI), динамика роста
показателя удовлетворенности клиентов банка в 2013 г. выросла на 30% к
предыдущему году.
В силу сложившейся ситуации дефицита профессиональных кадров даже крупным
компаниям с хорошим уровнем оплаты труда приходится доказывать свою
привлекательность для потенциальных кандидатов, говорит Суворова: «Сегодня людям
недостаточно того, что компания известна на рынке и имеет большой оборот. Они
хотят знать об отношении организации к сотрудникам, возможностях развития, о
социальной ответственности работодателя. Кандидаты ищут сочетание интересных
бизнес-задач и реализованных в каждодневной жизни ценностей. В этой борьбе может
победить даже небольшая компания, но с положительным HR-брендом».
Как показывает практика, компания действительно может быть крупной, но не
иметь очереди из кандидатов. И дело не всегда в ценностях компании. «Сибур»
работает в секторе b2b: у нас нет продукции, которая лежит на полках и с которой
может познакомиться любой человек. В этом и причина, почему бренд нашей компании
как работодателя менее популярен среди населения, чем бренды тех, чья продукция
доступна каждому», — объясняет Попова.
Личная выгода
Выбирая работодателя, важно принимать во внимание, что HR-бренд компании
влияет на карьеру соискателя и на его личный бренд, замечает Суворова. Не только
люди должны работать на компанию, но и компания — на людей, считает она.
«Например, “Альфа-групп” формирует имидж своих менеджеров как специалистов,
способных выполнить сложнейшие бизнес-задачи в условиях высокого стресса, —
рассказывает она. — Сотрудники других компаний — Mars, Procter & Gamble,
McKinsey, Philip Morris — тоже самые желанные кандидаты, ведь в их
профессиональное развитие много инвестируют и информируют об этих инвестициях
рынок».
HR-бренд продолжает работать на сотрудника даже в том случае, если его
компании больше нет на рынке, обращает внимание Суворова. «Так, бывшие
сотрудники компании Gillette, которой уже нет, до сих пор пользуются спросом, —
замечает она. — В то же время многие компании, которые выстраивают интересную
корпоративную культуру, выращивают сильных менеджеров, но не транслируют эту
информацию на рынок труда, испытывают сложности при привлечении кандидатов».
|
|